Подготовка деталей к контролю

Перед контролем детали тщательно очищают от загрязнений: масла, смазки, консервационных составов, влаги и льда, смолистых отложений, пыли, нагара, неиспаряющихся орга­нических растворителей, окисных пленок, продуктов коррозии и других веществ, находящихся на поверхности детали и заполняю­щих или перекрывающих полости дефектов. Кроме загрязнений удаляют декоративные и защитные покрытия, в первую очередь лакокрасочные, которые препятствуют обнаружению несплошно — стей основного материала деталей и создают ложные дефекты.

Способ очистки выбирают так, чтобы удалить загрязнения из полостей дефектов, но не внести в них новые. В результате очист­ки на поверхности деталей и в полостях дефектов должны оста­ваться только легколетучие вещества, удаляемые при сушке.

В полевых условиях очистку деталей в основном проводят ор­ганическими растворителями. Первоначально детали промывают растворителем, наиболее активно растворяющим данный вид за­грязнений (см. § 3.3). При этом используют волосяные щетки, кисти или ветошь. В случае применения малолетучих растворите­лей детали дополнительно промывают бензином Б-70 или аце­тоном.

Способы удаления загрязнений и лакокрасочных покрытий с помощью растворителей указаны в табл. 5. Смывки АФТ-1 и СД0б наносят на детали обильным слоем и выдерживают на их поверх­ности до вспучивания и размягчения лакокрасочных покрытий (в течение 15—40 мин). Размягченное покрытие смывают сначала растворителем марок 645, 648 или другим, затем ацетоном, исполь­зуя жесткие волосяные щетки, кисти. Применение металлических щеток и скребков не допускается. Если в зоне контроля остаются участки неудаленного покрытия, деталь повторно обрабатывают смывкой и промывают растворителями.

Наиболее простым способом сушки является выдержка дета­лей на воздухе в течение 15—20 мин. После промывки деталей ацетоном или бензином Б-70 в результате такой сушки от раство­рителя освобождается 40—60% объема трещины. Этого доста­точно для ее обнаружения КД методом. Однако для обеспечения более полной очистки деталей и максимальной чувствительности контроля, для выявления трещин при отрицательной температуре в тех случаях, когда их полости могут быть заполнены льдом, де­тали необходимо сушить, обдувая их потоком горячего воздуха.

Способы удаления загрязнений растворителями

Основные операции очистки деталей

Удаляемые вещества и загрязнения

К

я? зК X

* О _

=

О

Очистка смывкой СДсп или растворителем марок 645, 648, Р-4 и т. д.

2 * зз

и

Промывка бензи­ном Б-70

Сушка на воздухе

Ацетон, бензин Б-70

_

__

_

_

+

Керосин, ПЫЛЬ, мягкий

+

+

нагар, каучук, следы ре­зины

Масло, смазка, кон-

±

+ (двух-трех-

+

сервационный состав Проявляющая краска

+

разовая или вы­держка в ванне)

+

«М», нелетучие органи­ческие растворители (марок 645, 648, Р-4, Р-5 и др.), вода Лакокрасочные покры­тия:

а) однослойные нитро­

±

+

+

-J-

целлюлозные свежие б) многослойные ни­

±

+

_

+

троцеллюлозные, масля­ные, перхлорвилиловые свежие

в) те же старые

+

~

+

Примечание. Знаками указаны: «—» —невыполняемые операции;

« + » — обязательно выполняемые операции; «±» — допускаемые операции.

Демонтированные детали целесообразно сушить в сушильном шкафу при температуре (не более): детали из алюминиевых и магниевых сплавов — 80—100° С; из углеродистых сталей — 100— 120°С; из легированных сталей— 150—200°С; из жаростойких сталей —250—300° С; из титановых сплавов — 200—350° С; из жа­ропрочных никелевых сплавов — 390—410° С. При превышении указанных температур тонкая пленка окислов, образующаяся не только на поверхности детали, но и в полостях дефектов, умень­шает ширину их раскрытия или полностью перекрывает их поло­сти (рис. 3.6). Эта пленка препятствует выявлению дефектов КЦ методом.

Способ очистки поверхности деталей шлифовальными шкур­ками применяют только в исключительных случаях. Этот способ позволяет удалять с поверхности деталей продукты коррозии и окалины, твердые пригоревшие углеродистые отложения, поверх­ностные окисните пленки и другие вещества, не удаляемые с по­мощью органических растворителей. Однако в процессе такой очистки происходит заполнение полостей дефектов металлической

Рис, 3.6. Окисная пленка (показана стрелкой) на поверхно* стн детали и в полости трещины: пленка уменьшает ширину раскрытия трещины (а) или перекрывает ее полость (б)

Рнс. 3.7. Трещины на лопасти воздушного винта из алюми­ниевого сплава, выявленные КЦ методом:

а — после удаления лакокрасочного покрытия смывками и раствори­телями: б ~ после ручной очистки шлифовальной шкуркой; в — после очистки шкуркой и травления

 

Подготовка деталей к контролюПодготовка деталей к контролюПодготовка деталей к контролю

Подготовка деталей к контролю Подготовка деталей к контролю Подготовка деталей к контролю

и абразивной пылью, частицами удаляемых с поверхности ве­ществ. При обработке шкуркой деталей из мягких материалов (из магниевых и алюминиевых сплавов, сталей с твердостью менее 40 HRC и т. д.) и деталей с мягкими гальваническими покры­тиями (медь, цинк, кадмий) полости дефектов — могут перекры-

Рис. 3.8. Состояние полости трещины: а — после удаления лакокрасочного покрытия смывками и растворителями; б — после ручной очистки шлифовальной шкуркой; в — после очистки шкуркой и травления; / — контролируемый объект; 2 — полость трещины;

3 — остатки смывок. растворителей или реактивов в полости трещины: 4 —
металлическая и абразивная пыль; 5 — слой деформированного металла

ваться тонким слоем пластически деформированного металла. После такой очистки дефекты могут быть не обнаружены КЦ ме­тодом (рис, 3.7 и 3.8). Поэтому очистку шкуркой допускают, когда не требуется высокая чувствительность контроля, когда после очистки шкуркой деталь может быть подвергнута до контроля травлению и, если возможно, ультразвуковой очистке.

На поверхности деталей из магниевых и алюминиевых сплавов после удаления лакокрасочного покрытия могут быть следы кор­розии: пятна или порошкообразный налет белого, пепельно-серого или черного цвета. От продуктов коррозии зону контроля очищают Травлением в химических реактивах. Детали из магниевых спла­вов обрабатывают водным раствором хромового ангидрида с кон­центрацией 150—250 г/л при температуре +15—30° С. Алюминие­вые детали очищают в течение 15—30 мин раствором состава 720 мл воды, 200 мл ортофосфорной кислоты и 80 г хромового ангидрида. После такой обработки детали промывают водой, за­тем нейтрализуют следы реактива слабым щелочным раствором, детали снова моют, затем сушат в потоке теплого воздуха либо дважды промывают чистым ацетоном. Травление применяют также для удаления деформированного поверхностного слоя ме­талла и вскрытия полостей трещин.